Вопрос по актуальности аппаратуры для кордовых копий

Вопрос по актуальности аппаратуры для кордовых копий

Сообщение Glider » Пт авг 02, 2019 8:09 pm

По просьбе областных копиистов разрабатываю аппаратуру управления кордовыми моделями-копиями.
Делать 2-3 канальную простенькую "мыльницу" не хочется. Тем более, что в озвученном заказчиками предварительном ТЗ была заявлена необходимость как минимум двух проп-каналов для управления оборотами двигателей, еще пара проп-каналов нужна для выпуска и уборки шасси и закрылков, ну и еще 2-4 канала дискретных, для всяких фенечек типа сброса бомб, парашютистов, листовок, открытия люков и т.д.

В итоге решил сделать 8-канальную аппаратуру с опциями передатчика, как у "взрослой" аппаратуры РУ:
1) Наличие дисплея для точных настроек модели, так, как это делается в современных комплектах РУ. Но при этом с минимумом органов управления - планирую обойтись одним энкодером, плюс (возможно) еще одна кнопка. Но постараюсь обойтись даже без дополнительной кнопки.
2) Наличие опций реверсирования, триммирования и масштабирования хода сервомашинок по всем четырем проп-каналам.
3) Наличие микшера для каналов управления оборотами двигателей. Это позволит одной ручкой (линейный потенциометр) управлять обоими моторами, но настраиваться будет каждый мотор отдельно. Кроме того, с помощью дополнительного переключателя можно будет "глушить" (и снова запускать) один из моторов, для демонстрации полета на одном двигателе.
4 Возможность осуществлять выпуск и уборку шасси/закрылков по нажатию на кнопку с плавным замедлением, время которого можно будет записать в память аппаратуры (от 0 до 5 секунд).
5) Дискретные каналы смогут обеспечивать достаточный ток для непосредственного управления как светодиодными фонарями (БАНО), так соленоидами для открытия/закрытия люков. При необходимости, к выходам дискретных каналов можно будет подключить и сервомашинки, правда работать они будут "от упора до упора", и без замедления. Но ход машинки можно будет задать в процессе настройки.
6) В памяти пульта управления могут храниться настройки на 3-5 моделей, т.е. один пульт сможет использовать сразу вся команда копиистов.

Кроме того, есть задумка отказаться от дополнительных изолированных корд (проводов управления), и сигнал на приемник модели подавать по одному- единственному проводу, в качестве которого будет использоваться одна из корд управления (или обе в параллель). Когда-то дела нечто подобное в попытке управлять газом мотора кордовой пилотажки. Работало, но, как говорится, в серию не пошло.

Пока решил остановиться на стандартном пластмассовом корпусе размером примерно 125х70х30 мм. В дальнейшем не исключаю возможности разработки более эргономичного варианта пульта, и печатать его на 3D-принтере.
Приемник будет в бескорпусном исполнении, просто затянут в термоусадку, как это сейчас делается.

Питание пульта - 9-вольтовый LiPo-аккумулятор в формфакторе батареи "Крона", бортовое питание стандартное - 4 элемента NiCd/NiMh , или 2 элемента LiPo/LiFe.

Учитывая все "хотелки", не обещаю. что стоимость комплекта пульт/приемник будет меньше $200, но постараюсь сильно не поднимать цену. Разумеется, дополнительные приемники в эту сумму не войдут, и должны будут оплачиваться отдельно.

Теперь вопрос к сообществу копиистов: нужна ли кому-нибудь такая аппаратура, и будет ли она востребована?
Если до конца 2019 года я наберу с десяток заказов (пока без всякой предоплаты), то стоимость комплекта наверняка будет немного уменьшена. Как только будет изготовлен первый комплект аппаратуры (ориентировочно - середина января 2020 года), тогда можно будет заключать официальные договоры, и говорить о предоплате в размере стоимости комплектующих. Срок изготовления аппаратуры с момента заключения договора 2-3 месяца, т.е. примерно к концу марта все заказы должны быть выполнены. И разумеется, оплачены в полном объеме. :D

Так что жду ваших откликов, как ругательных, так и рекомендательных. Заявок, разумеется, тоже жду.
Glider
Новичок
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Чт ноя 23, 2017 11:58 pm

Re: Вопрос по актуальности аппаратуры для кордовых копий

Сообщение Glider » Вс авг 11, 2019 7:51 pm

Кажется, окончательно проработал структуру программы управления передатчика.
В итоге, с учетом правил FAI по классу F4-B первоначальная концепция несколько изменилась. Количество проп-каналов увеличил до 6, для раздельного управления газом двух двигателей, двух стоек шасси (могу добавить еще один канал на третью стойку), и двух закрылков. В настройках они будут доступны как раздельные каналы, но управляться они будут одной ручкой газа на корпусе передатчика, и по одному переключателю (выпуск/уборка) для шасси и для закрылков. Это позволит отдельно настраивать ход каждой рулевой машинки, и их начальное/конечное положение.
Оставшиеся два (из задействованных восьми) каналов будут дискретными. Они предназначены для демонстрации "Сбрасывание" и включения бортовых огней.
Каждый про-канал имеет функции "Revers" для реверсирования направления хода РМ, и "Scale" (масштабирование) для регулировки хода РМ и ее начального и конечного положений. Эта опция совмещает более привычные TRIM и ATV. После окончательной настройки, проп-каналы попарно будут отрабатывать заданный ход и начальные/конечные положения рулевых машинок от одного органа управления.
У каналов шасси и закрылков имеется опция "Retarder" (замедлитель), с помощью которой можно будет задавать скорость плавного выпуска или уборки механизации, обеспечивая реализм этих действий на прототипе. Пока ограничился регулировкой времени от 0 до 5 секунд. Если этого кому-то покажется недостаточным, увеличу время замедлителей. На парные каналы шасси и закрылков будет по одному замедлителю, что обеспечит полную синхронность выпуска правого и левого механизмов.
Дискретные каналы не имеют особенностей, только "включено" или "выключено". Но при необходимости могу добавить и сюда опцию "Skale".

В данный момент занимаюсь прорисовкой окон экранного меню. Пока остановился на TFT дисплее с размером экрана 1,8 дюйма, но на подходе новый дисплей с повышенной яркостью, который обеспечит комфортную работу с аппаратурой даже при ярком солнечном освещении.

Привожу несколько фото уже запрограммированных менюшек:
1) Стартовое меню с названием уже активированной модели (в качестве примера выбрал прототипом ЯК-3). На экране отображается № активированной модели, иконка, показывающая разряд батареи (желтый - полный заряд), и название самолета-прототипа (до 8 символов в строке). На других окнах меню показан постепенный разряд батареи, и изменение цвета ее иконки по мере разряда.

21.jpg
Стартовое окно, в котором отображается название выбранной модели.


2) Меню выбора модели. В этом меню можно будет выбрать одну из доступных для программирования моделей (сейчас их всего 5, но если останется свободная память, увеличу это количество). Вращением ручки энкодера можно выбрать нужную модель.

22.jpg
Меню выбора модели из памяти аппаратуры. Показаны две запрограммированные модели (Як-3 и АИР-1) и три свободных банка памяти.


3) Меню выбора режима работы. Здесь можно будет активировать выбранную модель, или перейти в режим ее программирования.

25.jpg
Меню активации или программирования выбранной модели


4) В первом окне режима программирования можно ввести название самолета-прототипа, и требуемое число каналов управления (2-4-6-8).

23.jpg
Меню ввода названия модели и числа требуемых каналов для ее управления.


5) Меню работы с рулевыми машинками: реверсирование, масштабирование хода, замедление, и микширование каналов. Полагаю, здесь ничего пояснять не требуется.

24.jpg
Меню настройки канальных рулевых машинок.


При выборе двух каналов управления можно будет использовать только один канал управления газом двигателя, и одни дополнительный дискретный канал. Это режим самой простой модели копии.
При выборе четырех каналов будет доступен один проп-канал канал управления газом, один проп-канал управления шасси или закрылками, и два дискретных канала (демонстрация сбрасывание и БАНО).
При выборе шести каналов управления будут доступны функции одинарный газ, парные шасси и закрылки, и один дискретный канал (по выбору).
Ну и вариант с восемью каналами управления предоставляет максимальные возможности настройки и управления моделью: сдвоенный газ с возможностью отключения одного из двигателей, или изменение его режима работы для демонстрации посадки на одном двигателе (разумеется, с последующим восстановлением синхронного режима обоих двигателей), парный выпуск и уборка шасси и закрылков, демонстрация сброса и включение БАНО.

Такое деление на уровни сложности, по моему мнению, позволит работать с аппаратурой как начинающему моделисту с простенькой моделькой, так и опытному мастеру с самой навороченной кордовой моделью-копией. Планирую подготовить к выпуску три разновидности приемников: двух-канальный, четырех-канальный и восьми-канальный, с соответствующей дифференциацией цены.
Двух-канальный приемник планирую продавать по себестоимости комплектующих, без всяких коммерческих накруток, чтобы сделать его доступным даже пацанам, занимающимся в секции, где будет подобная аппаратура у старших товарищей.

В данный момент в качестве программного "полигона" использую микроконтроллер Arduino Nano, в реальном пульте управления будет стоять "голый камень" ATMega 328 с соответствующей обвязкой.

В дальнейшем планирую регулярно освещать процесс разработки "в динамике", и сопровождать его фотоотчетами, а возможно и видеороликами. Надеюсь это повысит интерес сообщества к моей задумке. :mrgreen:
Glider
Новичок
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Чт ноя 23, 2017 11:58 pm

Re: Вопрос по актуальности аппаратуры для кордовых копий

Сообщение Glider » Пн сен 16, 2019 1:21 am

Окончательно определился с корпусом, дисплеем и компоновкой органов управления.
В пластиковом корпусе размером 125х80х32 мм удалось компактно, а главное - эргономично, разместить все необходимые компоненты и органы управления. Всего их семь: пять разноцветных кнопок ("ПОДСВЕТКА", "БАНО", "СБРОС", "ЗАКРЫЛКИ", "ШАССИ"), ползунковый потенциометр регулировки оборотов двигателя (-лей) с ходом ползунка 35 мм, и ручка энкодера. Назначение каждой кнопки очевидно, и не требует пояснения. Каждая кнопка будет иметь определенный яркий цвет, что уменьшит вероятность случайного нажатия не той кнопки во время полета модели.
Корпус рассчитан на установку на предплечье правой руки спортсмена, рядом с кистью, и будет соединяться с ручкой управления коротким проводом через стандартный 3,5 мм аудио разъем (мини-джек).

Новый трансфлективный дисплей несколько меньше показанного на фото в предыдущем сообщении, но зато способен работать без подсветки (это уменьшает энергопотребление устройства). Ему вполне хватает внешнего освещения, и чем оно ярче, тем "читабельнее" становится изображение на экране. Впрочем, при необходимости, можно будет включать подсветку дисплея на короткое время нажатием кнопки "Подветка".

Изображение

Кроме того, появились некоторые изменения в структуре системы, и в алгоритме ее работы. После общения с потенциальными заказчиками выяснилось, что не хватает одного канала управления - для выпуска/уборки третьей стойки шасси. Пришлось добавлять девятый канал.
В итоге распределение по каналам стало таким:
1, 5 каналы - регулировка оборотов двух двигателей;
2 канал - сброс бомб, парашютиста, и т.д.;
3, 7 каналы - выпуск/уборка закрылков;
4 канал - включение/выключение БАНО;
6, 8, 9 каналы - выпуск/уборка одно-, двух-, и трех-стоечного шасси.
Такое распределение каналов сделано для того, чтобы упростить программирование пульта управления, и сделать доступными функции управления «от простого к сложному» даже для простых двух- и четырехканальных приемников.

Учитывая, что в некоторых странах уже разрешено использовать радиоканал для управления агрегатами модели-копии, можно надеяться, что в обозримом будущем это разрешат и правила FAI. Поэтому было принято решение о оснащении пульта управления системы сменным радио-модулем, работающем на частоте 2,4 ГГц по стандартному протоколу, совместимому с WI-FI. В базовой комплектации такого модуля не будет, но желающие смогут заказать его вместе с бортовым приемником, который так же будет работать в указанном частотном диапазоне.
Тем не менее, даже в базовой комплектации будет доступно два варианта связи – обычный двухпроводный (две корды + один экранированный провод), и однопроводный, при котором в качестве канала связи будет использоваться одна из двух корд, или обе, включенные параллельно. Выбор типа канала связи будет осуществляться программно, при настройке модели.

Так же, будет два типа приемников: для двухпроводного и однопроводного вариантом связи. Простейшие, двух- и четырехканальные приемники будут только «двухпроводными», что позволит снизить их стоимость, и соответственно, они будут более доступны для начинающих моделистов. А шести- и девятиканальные приемники планирую выпускать как двухпроводные, так и однопроводные.

Уже разработана печатная плата и изготовлена макетная конструкция двухпроводного тестового девятиканального приемника, с размерами всего 23х22х10 мм. Приемник оснащен стандартными разъемами для подключения девяти обычных сервомашинок, и бортовым стабилизатором напряжения, что позволит использовать его при напряжении питания от 4 до 7,4 вольт. Повышенное напряжение питания, в свою очередь, позволит использовать мощные цифровые сервы с большим крутящим моментом. Конструкция приемника рассчитана на ударные перегрузки величиной до 50 g, что позволит сохранить работоспособность устройства даже при очень жестком ударе модели об асфальт кордодрома.

Приемники с радиоканалом будут выпускаться совместно со сменными передающими модулями в пульт управления.
Glider
Новичок
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Чт ноя 23, 2017 11:58 pm

Re: Вопрос по актуальности аппаратуры для кордовых копий

Сообщение Glider » Ср окт 09, 2019 4:52 pm

Благодаря помощи моего хорошего знакомого, программиста Ербола Сармуханова из Актобе (бывший Актюбинск), практически завершено написание блока оконных меню пульта управления системы. В итоге удалось разместить в памяти программы 19 блоков данных для хранения настроек разных моделей. Думаю, такого количества моделей хватит на большой авиамодельный колхоз! :mrgreen:

Выкладываю несколько видео-роликов, демонстрирующих основные возможности будущего пульта управления.

Инициализация нового пульта управления и общий обзор настраиваемых функций:
Изображение
В начале ролика показана имитация контроля уровня заряда батареи. Далее показаны окна ввода имени модели,
выбора числа каналов управления и типа модуляции.

Короткий ролик, показывающий возможность выбора одной из девятнадцати моделей:
Изображение
Нумерация моделей сделана в цифро-буквенной системе счисления: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K.

Ввод имени новой модели:
Изображение
В ролике показано, как производится ввод имени новой модели, количество каналов, которые будет задействованы,
и как выбирается тип модуляции передатчика.

Остальные функции пульта управления, связанные с настройками конкретной модели, будут показаны в следующих роликах.
Glider
Новичок
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Чт ноя 23, 2017 11:58 pm

Re: Вопрос по актуальности аппаратуры для кордовых копий

Сообщение Glider » Вс окт 13, 2019 2:53 am

Создается странное впечатление: просмотров много, а ни одного вопроса или предложения по улучшению "концепции" этой разработки.
Неужели кордовые копии, как класс, вымирают, и уже никого не интересуют? Хотелось бы услышать мнение опытных спортсменов-копиистов, насколько правильный у меня подход к построению системы, и ее функционалу. Возможно, что-то следует изменить, или добавить. Пока еще есть время. Но уже в ноябре я планирую заказывать первую партию печатных плат для пультов управления и приемников. Потом что-то менять будет довольно сложно.

Поэтому принято решение о проведении акции: тот, кто в течение ближайшего месяца внесет наиболее интересные предложения по развитию системы (включая конструктивную критику), и решит приобрести комплект аппаратуры, получит комплект из четырех приемников (9, 6, 4 и 2 канала) в подарок!
Glider
Новичок
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Чт ноя 23, 2017 11:58 pm


Вернуться в Предложения производителей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Ярослав и гости: 2